Почему- то сегодня мало кто даже из верующих знает точно, кто такие «старообрядцы», и за какие конкретно «старые обряды» они боролись и страдали. А на самом деле просто схлестнулись два неприятеля юности из-под Нижнего Новгорода – Никита Минин и Аввакум Петров, которые известны сегодня как патриарх Никон и протопоп Аввакум. И решил Никон, дорвавшийся до верховной религиозной власти, сделать русское православие более интернациональным, но не хотел этого также получивший религиозную популярность на Руси Аввакум. И разгорелась между ними борьба, которую не совсем понимали даже многие их коллеги. Вот на этом практически пустом месте и произошел раскол русского православия, раскольники проиграли и ушли в подполье, а сегодняшнее русское православие считается продуктом грандиозной «Никонианской реформы» и практически унифицировано с другими зарубежными православными церквями.
Протопопа Аввакума трудно назвать православным или католиком. Он был представителем национальной русской культовой системы, значительно отличавшейся и от византийской, и от католической. Это была народная религия, которая признавала необходимость использования старых обрядов и культов и соединение их с идеей Христа в одно целое. Ее особенностями также были праздничность богослужения, отсутствие аскетизма и постоянное стремление служить Богу через служение людям.
Аввакум стал жертвой реформы в области религии, инициатором которой явился патриарх Никон.
Замысел реформы состоял в устранении различий в богослужебной практике между Русской церковью и остальными православными церквами, введении единообразной церковной службы во всей России. Началом этой реформы считается деятельность нескольких учеников духовной школы в Киеве, которые были допущены к изданию богослужебных книг на Московском печатном дворе – единственной тогда государственной типографии. Сличая по своим служебным обязанностям рукописные и печатные тексты издаваемых богослужебных книг, они обнаружили, что в текстах полно разночтений. Тогда они обратились к греческим оригиналам и выявили в русских изданиях много вставок, соответствующих национальным обрядовым особенностям. Вставки эти предложено было убрать.
Патриарх Никон проверил эти сведения и собрал Церковный собор, на котором предложил внести необходимые изменения в книги и богослужебную практику. Изменения, по его мнению, были несущественны, потому что основ православия не затрагивали, не коснулись его догматики, таинств и повлияли только на некоторые грамматические и культовые детали.
Например, вместо «Исус» стали писать «Иисус», вместо «певцы» появились «песнопевцы» и так далее и тому подобное. Двуперстное крестное знамение заменили на трехперстное. Традиционные земные поклоны сменились на поясные, также во время службы изменено направление движения. За образец был взят греческий богослужебный чин, и все служебные и священные книги выправлялись по греческим образцам.
Первое внимание обращалось на торжественность и правильность богослужения, чтение молитв и песнопение стали вести не одновременно, а поочередно. Для богослужения допускались иконы, писаные по греческому образцу, изымался из обращения трехсоставной восьмиконечный крест, литургию должно было совершать на пяти просфорах (а не на семи, как раньше).
Никон (в миру Никита Минов, или Минин) был рожден в мае 1605 года. Место рождения - село Вельдеманово под Нижним Новгородом. Отец его был мордовским крестьянином. Никита рос без матери, мачеха была злобного нрава. Отец рано отдал его учиться грамоте, и он стал мечтать о монастыре. Женился и получил приход в 20 лет, став священником. Брак его не был счастливым. Трое малолетних детей умерли. Тогда он уговорил жену принять постриг и уйти в монастырь, а сам ушел на Белое море, и в Анзерском ските постригся под именем Никона.
Ведя строгую отшельническую жизнь Никон очень много трудился над повышением своего образования, отличался начитанностью. Он получил известность и стал игуменом.
В 1646 году Никон отправился в Москву, был ласково принят царем Алексеем и оставлен там архимандритом Ново-Спасского монастыря, который был родовой усыпальницей Романовых, а затем был возведен в сан митрополита Новгородского. Это сан был вторым по значимости в иерархии Русской православной церкви.
В 1652 году Никон стал патриархом. Наиболее значительным и важным делом в его жизни была реформа церковного культа, которая расколола общество на приверженцев «старой» и «новой» веры. Раскол этот имел не только идеологические, но и социально-политические мотивы.
Все сторонники «старой веры», то есть старого обряда активно отстаивали великую идею самобытности русского православия, его коренного превосходства над другими православными церквами, в том числе над Константинопольской, которая, заключив унию с Римской католической церковью, впала в ересь. Они отдавали предпочтение прежним формам церковных обрядов, которые, по их мнению, только и могли считаться истинно православными. Таких людей называли раскольниками, они были наиболее активными членами Русской православной церкви.
Сознание национально-религиозной самобытности вместе с вытекавшей из него твердой верой во всемирно-историческую миссию русского православия составляли основу раскольнического движения. Всякое отступление в ходе церковной реформы официальной церкви и государства от этих установок и послужило первейшей причиной этого движения.
В 1656 году последовало наложение церковного проклятия – анафемы – на «двоеперстников», и в мае специальный Собор отлучил не принявших реформу от Церкви. Так было положено начало русскому расколу - старообрядчеству.
Противники реформы начали подвергаться жестоким репрессиям. Спасаясь от преследований, защитники «старой веры» бежали в глухие места Севера, Поволжья, Сибири, на Юг Русского государства. В знак протеста они заживо сжигали себя. В 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 коллективных самосожений (слово изменено по цензурным соображениям), во время которых погибло не менее 20 тысяч человек. Идейным руководителем старообрядцев был протопоп Аввакум.
Аввакум родился в 1620 или 1621 году в селе Григорьево под Нижним Новгородом, в семье священника. Григорьево соседствовало с родным селом Никона. «Соперники» знали друг друга с юных лет. Аввакум по примеру отца стал священником. В 1651 году он отправился в Москву и там стал «справщиком книг» при Московской типографии. Он был дружен с царским духовником Вонифатьевым, протопопом Благовещенского собора в Кремле и протопопом Казанского собора Нероновым. К этому кружку церковных деятелей в то время примыкал и Никон, который затем превратился из врага «греческих порядков» в их ярого поклонника.
Впоследствии Никон лишил сана «ревнителей благочестия», отказавшихся принять церковные новшества. Аввакум же был сослан из Москвы. Вернувшись туда в 1664 году, он активно включился в религиозную и политическую жизнь столицы, был принят царем, бывал в домах боярских. Пылкий оратор, откровенный в своих мыслях и рассуждениях, он проклинал Никоновы новшества и ратовал за старую веру. Его последовательницами стали княгини Урусова и Морозова, проповедовавшие раскол и впоследствии сосланные в Боровск, где их и уморили голодом.
Самого Аввакума неоднократно ссылали то в Мезень (Архангельская губерния), то в Боровско-Ипатьевский монастырь, а то и в Пустозерск. Аввакум постоянно призывал не подчиняться власти церковной и светской, писал о воцарении в мире Антихриста и скором конце света.
В 1666 году Аввакума вызвали на Собор в Москву, где он был расстрижен и предан анафеме, а потом навечно сослан в Пустозерск.
Раскольники начали борьбу с Церковью. Открытый бунт поднял Соловецкий монастырь. Монастырь был осажден царскими войсками и сдался. Соловецкие раскольники в народе почитались святыми. В это время и появилась такая форма борьбы раскольников как самосожение (слово изменено по цензурным соображениям), которое открывало верующим путь в Царствие Небесное.
Долгие годы Аввакум жил в темнице в ужасных условиях со своими соратниками – Лазарем, Епифанием и Никифором. 1 апреля 1682 года все они были заживо сожены (слово изменено по цензурным соображениям).
Кем же был протопоп Аввакум – святым или злодеем?
Неизвестно.
Ясно только одно: это был фанатик, который считал себя вправе критиковать официальную церковь и государственную власть. Люди говорили о нем, как о мессии, который знал, что им надо делать. Они тянулись к нему, шли за ним, умирали, сжигали себя и своих близких. Самое страшное, что никто не понимал, что такой фанатизм не есть проявление разума, а наоборот, он зиждется на безумии, которое тогда охватило страну.
Никон и Аввакум, возможно, сами того не осознавая, были проявлением новой и старой России. Новая Россия должна была войти в число тех цивилизованных государств, которые тогда уже оформились в Европе, государств, тоже переживших религиозные войны, закончившиеся победой ненациональных сил, что свидетельствовало о распространении в них космополитизма, целью которого было установление более тесных межгосударственных и международных отношений, когда народы могли бы свободно торговать и общаться между собой.
Смерть протопопа Аввакума была неминуема, потому что он был слишком заметной фигурой в обществе, а его позиции – слишком непримиримыми, не допускающими возможность компромисса с властями. Он требовал уважения старых традиций, обычаев старой веры. Все новое для него было проявлением действий Антихриста, с которым нужно бороться. Его патриархальность изумляла людей, особенно молодых, и вызывала уважение стариков.
«Он – отец отцов», - так говорили современники. Нет свидетельств о поддержке им самосожений (слово изменено по цензурным соображениям), но есть сведения о его действиях против царя и властей. Поэтому он был убит, но его дело не пропало. Осталась старая Россия, с которой пришлось бороться не только Никону, но и русским царям, особенно Петру I.
Для протопопа Аввакума Христос был жизнью, связанной с мыслью и словом. Если Христос сказал «живи», значит человек должен жить. Если Христос сказал «умри», человек умирает. Слово лежит в основе существования человека. Но нельзя говорить всем «живи». Надо убирать неправедников. В этом и заключается революционная суть взглядов протопопа Аввакума: праведники борются против власти неправедной!
Итак, с одной стороны налицо консерватизм Аввакума, а с другой – его воззрения противоположны существующей господствующей идеологии и власти, подпавшей под влияние Запада.
… Никону тоже не очень повезло в земной жизни. В том же 1666 году Собор лишил его патриаршего сана, после чего он был сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь простым монахом. Там опальный экс-патриарх прожил под строгим надзором пятнадцать лет. Уже при новом царе Федоре Алексеевиче, в 1682 году, ему разрешили приехать на покой в основанный ранее им самим Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим), но по дороге туда Никон скончался. Хоронили его как патриарха, вернув посмертно высокий церковный чин.
Никон пострадал из-за своих отношений, а точнее, столкновений с коллегами по Церкви, царем и боярами. Однако проповеди и проклятия Аввакума тоже, вероятно, возымели свое действие. Никон, по его мысли, был Антихристом, которому нет места в Царствии Небесном.
Сожение же Аввакума было объявлено самосожением, хотя на деле это было убийство…
По мнению староверов, протопоп Аввакум не умер, но постоянно живет в них и воздействует на них благочинно.
Староверы живут изолированно и мало общаются с внешним миром. Они стараются соблюдать обычаи предков. По воскресеньям отдыхают и молятся Богу, прося о милости по отношению к ним. Труд обязателен для всех – и детей, и взрослых. Благочинное поведение и отсутствие распущенности – среди основных присущих им качеств. Они трудятся, не покладая рук, совершенствуют дух и тело свое и передают веру предков своим детям.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:
Язычество на Руси было обречено, а христианство в итоге сделало Россию самой большой державой мира
Почему русский закон запрещал проводить насильственную христианизацию туземцев
Как князья Московские постоянно разоряли Казань, пока за нее не взялся Иван Грозный